04 | 12 | 2016

Методические указания практики по растениеводству

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Методические указания практики по растениеводству.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ “КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства

Кафедра растениеводства, селекции, семеноводства,

Агроинформационных технологий и систем

Методические указания

К учебной практике по дисциплине «Растениеводство»

Для подготовки специалистов ОКР «Бакалавр»

Специальность «Землеустройство и кадастр» – 6.080101

СИМФЕРОПОЛЬ 2009

Методические указания подготовила кандидат с.-х. наук доцент кафедры растениеводства селекции, семеноводства, агроинформационных технологий и систем растениеводства селекции и семеноводства Саплева Л. А.

ВВЕДЕНИЕ

Учебная практика является продолжением учебного процесса в условиях сельскохозяйственного производства. Инженер-землеустроитель должен овладеть агрономическими знаниями, чтобы уметь правильно сделать оценку земельного массива в зависимости от выращиваемых полевых культур применяемых при этом технологий возделывания и их соблюдения.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

-  закрепить теоретические знания по морфологическим и биологическим особенностям, технологиям возделывания полевых культур, полученные на лекционных, лабораторно-практических и семинарских занятиях в соответствии с программой;

-  приобрести навыки оценки состояния сельскохозяйственных культур и наблюдений за ними в период возделывания в полевых условиях;

-  распознавать основные сельскохозяйственные культуры их сорта, возделываемые на юге Украины;

-  уметь определять биологическую урожайность и потери при уборке урожая зерновых культур;

-  состояние земельного массива в зависимости от возделываемых сельскохозяйственных культур, соблюдения агротехнических требований при возделывании;

-  определять качество посевного материала.

2. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Базой проведения учебной практики является учебно-опытное хозяйство «Коммунар», опытное поле агрономического факультета и коллекционный участок кафедра растениеводства, селекции, семеноводства, агроинформационных технологий и систем.

Сроки проведения учебной практики – 4 неделя июня.

Количество часов – 18.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Занятие 1. Определение мятликовых зерновых культур 1 группы по листьям и соцветиям в полевых условиях.

Занятие 2. Визуальная оценка состояния полевых культур.

Занятие 3. Учёт биологической урожайности зерновых культур

Определение биологического урожая озимой пшеницы и озимого ячменя.

Занятие 4 (резервное). Определение потерь зерна озимых и ранних яровых культур

4. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Перед началом учебной практики студенты проходят общий инструктаж, который проводит ведущий преподаватель, в лаборатории инструктаж проводит заведующий лабораторией, в поле – преподаватель.

5. Индивидуальные задания

Во время выполнения практики студенты формируются в звенья по 4 – 5 человек. Каждое звено получает необходимое оборудование для выполнения задания, производит необходимые наблюдения, измерения, расчёты и другие работы по конкретному заданию. По окончании учебной практики студенты предоставляют преподавателю отчёт о выполнении заданий.

6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Все студенты выполняют задания, выданные преподавателем. В конце занятия каждое звено отчитывается о выполнении полученного задания. При необходимости производятся расчёты.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

Результаты наблюдений записывают в дневнике по общепринятой форме. В конце практики каждый студент составляет краткий отчёт и вместе с дневником сдаёт его на кафедру растениеводства, селекции и семеноводства.

Учебная практика зачитывается преподавателем по результатам защиты отчета студентом при условии посещения им всех занятий, выполнения всех заданий и требований программы практики.

После проверки отчётов и их защиты преподаватель ставит отметку «зачтено» в зачётную книжку студента.

Занятие 1: Определение мятликовых зерновых

Культур 1 группы по листьям и соцветиям

В полевых условиях

Цель занятия: научить студентов распознавать в полевых условиях основные сельскохозяйственные культуры, состояние их посевов в сравнении с состоянием растений в благоприятные годы при обычно принятом уровне агротехники.

Место проведения занятия – коллекционный участок кафедры растениеводство, селекции и семеноводства и опытное поле агрономического факультета.

Под руководством преподавателя студенты на делянках коллекционного участка распознают озимые и ранние яровые культуры по окраске растений, строению листа, строению соцветий.

При визуальном определении надо иметь в виду, что посевы пшеницы имеют типично зеленый цвет, посевы ячменя – светло-зеленый, а посевы ржи – темно-зелёные с восковым налётом.

Определение зерновых культур первой группы по листьям.

До появления соцветий зерновые культуры первой группы можно отличить по органам листа – ушкам и язычкам. Лучше всего определение проводить, когда растения в фазе выхода в трубку по таблице 1.

Таблица 1. Отличия хлебов первой группы по ушкам и язычкам листьев

Признак

Пшеница

Рожь

Ячмень

Овёс

Язычок

Короткий

Короткий

Короткий

Хорошо развит, края зубчатые

Ушки

Небольшие, часто с ресничками

Короткие, без ресничек, рано отсыхают

Очень крупные, без ресничек, заходят друг за друга

Отсутствуют

Определение зерновых культур

Первой и второй группы по соцветиям.

Хлеба первой группы – пшеница, рожь, ячмень имеют соцветие сложный колос. В колосьях пшеницы и ржи на уступах колосового стержня располагаются многоцветковые колоски, а ячменя – одноцветковые. Овёс имеет соцветие метёлку.

Для определения берут соцветия в фазе восковой спелости. Определение проводят по таблицам 2; 3; 4.

Таблица 2. Колос с многоцветковым колоском на уступе колосового стержня

Признаки

Пшеница мягкая

Пшеница твёрдая

Рожь посевная

Наличие остей

Колос остистый или безостый

Колос остистый

Колос остистый

Длина остей

Ости короче или равны колосу, расходящиеся

Ости длиннее колоса параллельные

Ости короче колоса, расходящиеся или прижаты

Плотность колоса

Колос рыхлый, имеет просветы

Колос плотный

Колос относительно плотный

Цвет колоса

Белый или красный

Белый, красный или чёрный

Белый

Лицевая сторона колоса

Шире боковой

Уже или равна боковой

Равна или шире боковой в средней или нижней части

Длина колосковых чешуй

Короче цветковых

Длиннее или равны цветковым

Колосовые чешуи очень узкие, наружные цветковые чешуи не закрывают полностью зёрен

Соломина под колосом

Полая

Выполненная с небольшими просветами

Полая

Осыпаемость зёрен

Зёрна склонны к осыпанию

Зёрна почти не осыпаются

Зёрна склонны к осыпанию

Колос ячменя на каждом уступе колосового стержня имеет 3 одноцветковых колоска.

Таблица 3. Соцветие колос с тремя одноцветковыми колосками на уступе колосового стержня

Признаки

Ячмень многорядный

Ячмень двурядный

Ости

Гладкие или зазубрены, вместо остей могут быть трёхлопастные придатки

Гладкие или зазубрены

Количество рядов в колосе

Колос многорядный

Колос двурядный

Развитие колосков

Все колоски развиты и имеют зерновки

Развит только центральный колосок и имеет зерновку

Степень развития колосковых чешуй

Колосовые чешуи узкие, плоские

Колосовые чешуи узкие, плоские

Степень развития цветковых чешуй

Цветковые чешуи широкие с продольным жилкованием

Цветковые чешуи развиты только у центральных колосков

Пленчатость зерновок

Зерновки плёнчатые или голые

Зерновки плёнчатые или голые

Плотность колоса

Колос рыхлый

Колос рыхлый

Овёс посевной имеет соцветие метёлку.

Таблица 4. Соцветие метёлка

Признаки

 

Овёс посевной

Плёнчатый

Голозёрный

Колоски

Двухцветковые

3-5-цветковые

Колосковые чешуи

Широкие, перепончатые с продолговатыми нервами

Цветковые чешуи

Полностью закрывают зерновку

Соломистые, полностью закрывают зерновку, легко осыпаются

Окраска цветковых чешуй

Белые или жёлтые

Белые или жёлтые

Остистость

На спинной части наружной цветковой чешуи может быть ость

Занятие 2: Визуальная оценка состояния

Полевых культур

Общее состояние посевов каждой полевой культуры можно оценить в сравнении с состоянием растений в годы хороших урожаев при обычно принятом уровне агротехники в данном хозяйстве.

При общей визуальной оценке состояния культур на наблюдаемом участке учитывают:

- мощность растений;

- равномерность посевов;

- степень повреждения неблагоприятными метеорологическими явлениями, вредителями, болезнями;

- ожидаемую продуктивность и др.

Во время роста вегетативной массы принимают во внимание:

- высоту растений,

- густоту посевов,

- кустистость,

- интенсивность нарастания зелёной массы.

В репродуктивный период учитывают количество и величину продуктивных органов.

Для зерновых:

-  количество колосовых побегов;

-  величину и озернённость соцветия (колоса, метёлки или початка).

Как на сплошных посевах низкорослых мятликовых культур пшеницы, ячменя, ржи, овса, просо, риса, так и широкорядных – кукурузы, сорго, а также подсолнечника, при визуальной оценке их состояния надо учитывать фактическую густоту стояния растений в сравнении с густотой посева, рекомендуемой правилами агротехники для данного сорта или гибрида, в данной почвенно-климатической зоне.

Студенты в полевых условиях после осмотра оценивают состояние участка поля или поле по заданию преподавателя, в конце занятия делают в дневнике описание состояния данного массива и выставляют оценку в баллах.

Визуальную оценку посевов полевых культур производят, пользуясь данными таблицы 5.

Таблица 5. Общая оценка состояния полевых культур (в баллах)

Балл, состояние

Характеристика состояния участка, роста и

Развития культуры, ожидаемый урожай

5

Отличное

По густоте стояния и высоте растений участок выровнен. Растения мощные, здоровые, хорошо укоренившиеся, с хорошо развитыми, многочисленными соцветиями. Растения имеют много продуктивных стеблей; колосья (метёлки, початки) крупные, озернённость соцветий хорошая. Рост и развитие растений проходит нормально. Ожидаемый урожай высокий.

4

Хорошее

Густота стояния растений недостаточно равномерная, местами наблюдается небольшая изреженность, при общем хорошем состоянии растения имеют среднюю кустистость, нарастание растительной массы идёт несколько замедленно, посевы заметно засорены, повреждены вредителями, болезнями и др. Ожидаемый урожай выше среднего.

3

Среднее

Густота стояния не вполне равномерная. Высота и кустистость средняя, соцветия средних размеров. Имеются повреждения растений болезнями, вредителями или неблагоприятными климатическими условиями (заморозки, засуха и др.). Посевы засорены. Ожидаемый урожай средний.

2

Плохое

Посевы изрежены, густота стояния растений неравномерная, из-за отсутствия всходов часто встречается оголённая почва. Растения имеют угнетённый вид, небольшую высоту, слабую кустистость. Соцветия небольшие. Посевы сильно засорены, отмечается значительное повреждение их болезнями, вредителями или неблагоприятными погодными явлениями (заморозки, засуха, суховей, град, ливень и др.). Ожидаемый урожай ниже среднего.

1

Очень плохое

Посевы сильно изрежены, густота растений неравномерная, на поле много свободных от растений мест (из-за отсутствия всходов или гибели растений). Растения преимущественно низкорослые, очень слабо раскустившиеся, с мелкими соцветиями. Имеется значительное повреждение вредителями, болезнями или неблагоприятными погодными явлениями (заморозки, засуха, суховей, град, ливень и др.). Предвидится очень плохой урожай. Полная или почти полная гибель посевов.

 

Занятие 3: Учёт биологической урожайности

Зерновых культур

Инструмент: Тетрадь, ручка, линейка, весы, четвертьметровка, калькулятор.

Продуктивность сельскохозяйственных культур складывается не только из количества зерна, полученного с единицы площади. Большое практическое значение имеет не только величина урожая, но и слагающие его элементы.

Биологическая урожайность полевых культур определяется числом растений на единице площади, их продуктивной кустистостью, числом зёрен в колосе и массой 1000 зёрен.

Для определения биологической урожайности в пяти разных местах поля накладывают ¼-метровых площадок и выкапывают растения, которые объединяют в снопы.

В каждом снопе подсчитывают число растений, общее число побегов и число продуктивных побегов на 0,25 м2 и пересчитывают на 1м2. Измеряют высоту 25 растений, определяют среднюю её величину. Срезают корни и взвешивают каждый сноп. Устанавливают урожайность биологической массы в центнерах с 1 га.

Далее определяют число колосьев в снопе и зерен в колосьях, их выполненность. Устанавливают среднее количество зёрен в колосе путём деления массы зерна на число колосьев. Данные заносят в таблицу. Зерно каждого снопа взвешивают и определяют урожайность в центнерах с 1 га.

Полученные данные обсчётов и взвешиваний, вносят в таблицу 6.

Таблица 6

Учёт биологической урожайности

Культура______________

Сорт__________________

Площадь______________

Средняя величина вычисляется по графам таблицы 6: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15.

Соломистость определяют, пользуясь данными таблицы 7, исходя из среднего числа зёрен в колосе и высоты растений.

Таблица 7. Определение соломистости хлебной массы

Мятликовых культур

Озимая пшеница

Ячмень

Среднее число зёрен в колосе

Высота растений, см

Среднее число зёрен в колосе

Высота растений, см

74-83

84-93

94-103

104-113

41-54

55-68

69-81

82-94

Зерно крупное полное

18-25

05

0,9

1,3

1,8

10-14

05

0,9

1,2

1,6

26-32

-

0,6

1,0

1,3

15-18

-

0,7

0,9

1,2

33-39

-

0,5

0,8

1,1

19-22

-

0,5

0,7

1,0

40-46

-

-

0,6

1,0

23-27

-

0,4

0,6

0,8

Зерно среднее нормальное

18-25

0,8

1,4

2,1

2,8

10-14

0,6

1,1

1,5

2,1

26-32

0,6

1,0

1,6

2,0

15-18

0,5

0,8

1,1

1,5

33-39

0,5

0,8

1,3

1,7

19-22

-

0,6

0,8

1,2

40-46

0,4

0,7

1,0

1,5

23-27

-

0,5

0,7

0,9

Зерно мелкое щуплое

18-25

1,0

1,8

2,7

3,6

10-14

1,0

1,6

2,3

-

26-32

0,8

1,3

2,1

2,6

15-18

0,8

1,2

1,7

2,4

33-39

0,7

1,0

1,7

2,2

19-22

0,6

0,9

1,2

1,6

40-46

0,5

0,9

1,3

1,9

23-27

-

0,8

1,0

1,3

После заполнения таблицы можно определить урожайность, сформированную на данном поле.

Урожайность зерновых колосовых хлебов определяют по формуле:

У = ,

Где: А – количество растений, млн./га;

Б – продуктивная кустистость;

В – среднее число зёрен в колосе;

Г – масса 1000 зёрен, г.

После выполнения всех измерений и расчетов практиканты должны сделать вывод о соотношении доли зерна и соломы в урожае и фактической продуктивности данного массива.

Занятие 4: Определение потерь зерна

При уборке урожая

Инструменты: тетрадь, ручка, четвертьметровка, весы калькулятор.

При выращивании сельскохозяйственных культур большое значение имеет конечный этап – уборка урожая. Полноценность и качество собранного урожая находится в зависимости от фазы созревания зерна во время уборки, влажности зерна, засорённости посевов, качества уборочной техники и её настройки, и многих других факторов. Потери могут быть в виде опавших зёрен и колосьев при несоблюдении сроков уборки, неправильной настройке уборочной техники, засорённости посевов сорняками, неблагоприятных условиях уборки.

Чтобы выявить качество уборки зерновых культур, необходим систематический и тщательный контроль качества уборочных работ. Серьёзным фактором увеличения валового сбора зерна является борьба с потерями при уборке.

Существует два метода определения потерь урожая при уборке: косвенный и прямой. Косвенный метод применяется, когда сравнивается фактически полученный урожай с определённым перед уборкой биологическим урожаем данной культуры. Однако при этом способе устанавливают только общие потери зерна.

Наиболее распространённым является прямой способ определения, который учитывает потери зерна на поле, во время самой уборки. Это подсчет зёрен на пробных площадках. Для более точного определения потерь зерна должно быть не менее 50 учетных площадок по 1 м2. Для ознакомления с методикой определения потерь зерна можно сократить число площадок до 5 (табл. 8).

Учётные площадки должны быть расположены по диагонали поля или делянки на равном расстоянии друг от друга. Сразу после уборки на этих площадках тщательно подсчитывают опавшие зёрна, в том числе и в опавших колосьях. Далее по средней массе 1000 зерен подсчитывают вес потерянного зерна на 1 м2 и на 1 гектаре. Более точно учет потери можно определить по массе зерна, собранного с учетных площадок.

Таблица 8. Определение потерь зерна при уборке

Культура__________________

Сорт______________________

№ проб

Культура

Учётная площадь пробной делянки

Количество (шт.) или масса (г) зёрен с пробной делянки

Потери

На 1 м2

На 1 га

11.

         

22.

         

33.

         

44.

         

55.

         

Всего

 

Среднее с 1 га

 

После выполнения всех измерений и расчётов студенты делают вывод о величине потерь при уборке урожая и намечают мероприятия по предотвращению этих потерь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов П. П. и др. Растениеводство. М., 1986 г.

2. Вавилов П. П. и др. Практикум по растениеводству. М., 1983 г. – 352 с.

3. Николаев Е. В., Назаренко Л. Г., Мельников М. М. Крымское полеводство// Симферополь: Таврида.- 1998.-384с.

4. Жатов О. Г. и др. Росслинництво з основами программування врожаю. К., Урожай, 1995 р.

5. Рослинництво: Лаб.-практ. заняття: Навч. посіб. для вищ. агр. закл. освіти 2-4 рівнів акредитації з напряму “Агрономія”/ Д. М. Алімов, М. А. Білоножко, М. А. Бобро та ін.; За ред М. А. Бобро та ін. – К.: Урожай, 2001. – 392 с.

6. Кузнецов В. С. Практикум по растениеводств. М., «Колос», 1977 г. – 191 с.

7. Майсурян Н. А. Практикум по растениеводству. М.,1970 г.

8. Растениеводство / Г. С. Посыпанов, В. Е. Долгодворов, Г. В. Коренев и др.-М.: Колос, 1997.- 448с.

9. Пруцков Ф. М. и др. Растениеводство с основами семеноводства. Изд. 3-е перераб. и доп. М., «Колос», 1977 г. – 447 с.


Методические указания практики по растениеводству - 5.0 out of 5 based on 1 vote