04 | 12 | 2016

Практика агронома

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голоса)

Программа производственной агрономической практики

1. Организация производственной практики

1.1. Общие положения

Практическое обучение студентов является неотъемлемой составной частью учебного процесса подготовки специалистов разных уровней образовательно-квалификационных уровней.

Целью производственной (организационно-технологической) практики студентов является практическое применение, расширение и углубление знаний, которые получены ими при изучении специальных дисциплин, обретения и совершенствования студентами профессионального мастерства в условиях производства, получения опыта организационной и воспитательной работы в трудовом коллективе.

В соответствии с учебным планом специальности 6.130100 «Агрономия» организационно-технологическая производственная практика студентов является заключительным этапом практической подготовки технологов по агрономии и проводится в 8 семестре в сельскохозяйственных предприятиях (учреждениях, организациях) в соответствии с заключенными двухсторонними договорами между ВУЗом и хозяйством. Общая продолжительность практики 12 недель.

 1.2. Организация практики

1.2.1. Производственная практика студентов проводится в индивидуальном порядке. Как правило, производственную практику студенты проходят в лучших агроформированиях юга Украины. Студенты-стипендиаты в первую очередь направляются для прохождения практики в сельскохозяйственные предприятия, направившие их на учебу, при наличии соответствующей заявки этого предприятия. Каждый из студентов-практикантов находится в роли помощника (дублера) агрономов или руководителей подразделений. При наличии вакантных мест студенты могут зачисляться на штатные должности агрономов отделений или участков, агрономов отрасли, бригадиров комплексных или полеводческих бригад, управляющих отделениями и другие, если работа на этих должностях удовлетворяет требования программы практики. В этом случае, наряду со стипендией, им выплачивается заработная плата согласно занимаемой должности. На студентов, зачисленных в период производственной практики на рабочие места, распространяется общее трудовое законодательство, правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, которые действуют на этом предприятии

1.2.2. Методическое и организационное руководство производственной практикой возлагается на научно-педагогических сотрудников (НПС) кафедр технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства; общего и орошаемого земледелия; общей и агрономической химии; растениеводства, селекции, семеноводства, агроинформационных технологий и систем; почвоведения, мелиорации и экологии

Руководитель практики от вуза:

- обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (инструктаж по технике безопасности, о порядке прохождения практики);

- устанавливает связь с руководителями практики от предприятия и вместе с ними разрабатывает индивидуальную рабочую программу проведения практики);

- обеспечивает качественное прохождение практики студентом в соответствии с программой, контролирует ведение записей в дневнике;

- контролирует прибытие студентов на производство, условия их работы и жилья;

- обеспечивает контроль за правильностью использования студентов в период практики и организацию их отдыха;

- принимает участие в проведении кустовых совещаний, консультирует студентов по подготовке отчетов о практике, периодически представляет в учебный отдел и деканат краткую информацию о ходе практики;

- оценивает отчеты студентов о практике, дает отзывы об их работе, предложения по совершенствованию подготовки студентов, принимает участие в подготовке научных студенческих конференций по итогам производственной практики.

1.2.3. Ответственность за организацию практики со стороны с.-х. предприятия, учреждения или организации возлагается на руководителя практики.

Общее руководство практикой студентов возлагается решением руководства сельскохозяйственного предприятия (ассоциации, агрофирмы), приказом руководителя госпредприятия, учреждения, организации на главного или отраслевого агронома, руководителя производственного подразделения.

Руководитель практики в подразделениях с/х предприятий:

- осуществляет непосредственное руководство практикой и несет личную ответственность за ее проведение;

- организовывает практику в соответствии с разработанной индивидуальной программой практики студента, обеспечивает его местом работы;

- контролирует проведение обязательного инструктажа студента по охране труда и технике безопасности;

- знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, оказывает содействие в выполнении студентом соответствующих разделов программы, дает студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой, необходимой документацией;

- соблюдает согласованные с вузом календарные графики прохождения практики;

- заботится об условиях труда и отдыха студента;

- создает необходимые условия для усвоения практикантами новой техники, передовой технологии, современных методов организации труда и т. д.;

- контролирует ведение дневника, подготовку отчетов студентами-практикантами и составляет на них производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе, участии в жизни коллективов.

Обязанности студента при прохождении практики

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- изучать и строго придерживаться правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- подчиняться действующим на предприятии, учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;

- вести дневник в соответствии с требованиями программы;

- представить на рецензию руководителю практики в установленный срок отчет о практике вместе с дневником и отзывом, подписанным непосредственным руководителем практики от предприятия. Отчет должен отображать сведения о выполнении студентом всех разделов программы практики, иметь разделы по охране труда, досуга, выводы, предложения, перечень использованной литературы и др.

- общие итоги производственной практики подводятся при защите отчетов на межкафедральной комиссии факультета.

Цели и задачи практики

Производственная практика направлена на достижение следующих целей и задач:

- изучение методов и накопление опыта практической работы по специальности, овладение навыками организации и управления отделением, бригадой и другими подразделениями;

- освоение прогрессивных технологий и передового оплаты в различных отраслях с/х предприятия, приобретение навыков в планировании, организации и практическом осуществлении производственных процессов в растениеводстве и др. отраслях;

- оценки эффективности использования земельных угодий и проведения мелиоративных мероприятий, анализ системы мероприятий по воспроизводству плодородия почвы;

- изучение форм организации труда в сельском хозяйстве в условиях перехода к рыночным отношениям;

- анализ природоохранных мероприятий и рационального использования природных ресурсов;

- организации охраны труда и техники безопасности в условиях производства;

- сбор материала для написания отчета о практике, курсовых и дипломной работы;

- изучение состояния морально-психологической обстановки в трудовых коллективах, проведение разъяснительной работы по новейшим достижениям науки и практики в сельском хозяйстве;

- реформирование аграрного сектора экономики;

- проявление профессиональных знаний и умений при работе с людьми в трудовых коллективах.

3. Содержание практики

 3.1. Изучение экономики, организации и Управления сельскохозяйственным производством

На производственной практике студент детально знакомится с формой хозяйствования, изучает данные годовых отчетов о работе хозяйства за последние 3 года, анализирует положение об оплате труда и хозяйственном расчете, агрономические отчеты, технологические карты, книги истории полей, планы производства на текущий год, основные показатели бизнес-плана, земельную шнуровую книгу, план землеустройства, почвенную карту, очерки по землеустроительному и почвенному планам, агрохимические картограммы, план размещения посевов и многолетних насаждений, наличие в машинно-тракторном парке хозяйства действующей техники, агрегатов и оборудования.

Студент обязан:

- определить специализацию хозяйства, пользуясь показателем структуры денежной выручки от реализации товарной продукции, а также основные, дополнительные и вспомогательные отрасли;

- оценить степень сложившейся специализации данного хозяйства в конкретных природно-экономических условиях;

- изучить формы организации труда;

- подробно проанализировать содержание одной из следующих возможных форм организации труда: бригадный или семейный подряд; арендный или индивидуальный подряд, специализированные звенья, временно создаваемые рабочие группы по выполнению определенных процессов, внутрихозяйственные производственные и обслуживающие кооперативы;

- изучить систему оплаты труда в отраслях;

- изучить особенности (достоинства и недостатки) применяемой системы оплаты труда;

- ознакомиться с данными, характеризующими уровень производительности труда по отрасли в расчете на одного среднегодового работника и на 1 отработанный чел./час.

- сделать анализ экономической эффективности производства продукции в отрасли растениеводства.

3.2. Полеводство

3.2.1. Общие вопросы земледелия.

В период производственной практики студентом-практикантом изучаются и анализируются:

- планы производства основных видов продукции полеводства за 2 года, их выполнение или возможные причины недовыполнения; посевные площади и структура посевных площадей, урожайность с/х культур на неорошаемых и орошаемых землях, валовые сборы;

- полевые и другие севообороты: количество, виды, занимаемые ими площади, их освоение и соблюдение; схемы чередования культур в севооборотах, их анализ; фактическое размещение полевых культур по предшественникам за последние 2 года и его анализ; причины отклонения от установленного чередования культур;

- книга истории полей, ее ведение;

- наличие эродированных земель, их площадь, планируемые мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции, их осуществление; почвозащитная организация территории; лесополосы, их состояние, процент облесенности землепользования; наличие почвозащитных севооборотов, их построение; другие почвозащитные мероприятия: плоскорезная обработка почвы, полосное размещение культур и т. д.;

- по картам засоренности устанавливает типы и степень засоренности полей севооборотов; основные сорняки; применяемые агротехнические, химические и другие меры борьбы с сорняками;

- принятая в хозяйстве система обработки почвы в севооборотах и ее соответствие современным научно обоснованным и местным требованиям; основная и предпосевная обработка почвы под яровые культуры; система обработки почвы под яровые культуры после различных предшественников; приемы обработки почвы по уходе за посевами.

3.2.2. Применение удобрений.

По этому разделу студент изучает следующие агрохимические вопросы:

- суммарное количество минеральных удобрений (тонн д. в.), в т. ч. по видам; насыщенность минеральными удобрениями (кг д. в./га) в среднем по хозяйству, по основным отраслям (неорошаемое и орошаемое земледелие, многолетние насаждения); анализ и выводы по этим показателям; хранение минеральных удобрений (склады и их состояние, размещение удобрений в складе), ведение документации, механизация внесения;

- данные об общем количестве заготавливаемого навоза (тыс. т), насыщенности навозом (т/га) в среднем по хозяйству; технология накопления, вывозки, хранения навоза, способы его внесения и заделки; наличие навозохранилищ, техники;

- агрохимические показатели почв хозяйства по агрохимическим картограммах хозяйства (год обследования; обеспеченность почв хозяйства подвижными формами питательных веществ; использование агрохимкарт агрономами, первоочередность внесения удобрений на разных полях и под разные культуры севооборота) и методы установления норм удобрений под выращиваемые в хозяйстве культуры;

- экономическая эффективность применения удобрений.

Система удобрений конкретных культур (виды и формы удобрений, их нормы, сроки и способы внесения) приводятся и анализируются при описании технологии возделывания культур.

Защита растений от вредителей и болезней

В разделе дается анализ применяемой в хозяйстве системы борьбы с вредителями и болезнями:

- наличие складов ядохимикатов, их площадь и месторасположение, санитарное состояние и соблюдение мер техники безопасности при хранении ядохимикатов;

- перечень используемых пестицидов по группам (фунгициды, акарициды и др.) и видам с названием действующих веществ препаратов и % д. в.;

- наличие в хозяйстве сельскохозяйственной техники и оборудования для проведения борьбы с вредителями и болезнями;

- сроки, нормы и кратность проводимых в хозяйстве защитных мероприятий в складах, зернохранилищах, посевах полевых культур.

3.2.4. Технология возделывания основных культур: озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника (сорта и предшественники, обработка почвы, удобрения, нормы высева, сроки и способы сева, уход за посевами, уборка). Адаптивные, ресурсосберегающие и другие прогрессивные технологии.

Организация контроля за качеством продукции и обеспечение соответствия ее требованиям стандартов.

3.2.5. Сельскохозяйственная мелиорация и орошаемое земледелие

При наличии в хозяйстве орошаемых земель студент в этом разделе приводит:

- источники орошения, наличие поливочной техники, ее состояние;

- общую площадь орошаемых земель в хозяйстве (в гектарах и процентах к пашне);

- структуру орошаемых посевных площадей, ее соответствие современным требованиям и специализация хозяйства, пути совершенствования;

- севообороты на орошаемых землях (за 2 последних года), их оценка по составу культур, порядку чередования, коэффициентам использования земли и вегетационного периода, пути совершенствования в новых экономических условиях;

- особенности систем обработки почвы, применение удобрений, мер борьбы с сорняками, вредителями и болезнями в условиях орошения (на примере озимой пшеницы, кукурузы на зерно, сои и люцерны);

- видовой и сортовой состав сельскохозяйственных культур, их урожайность в сравнении с неорошаемыми условиями возделывания;

- нормы, сроки и способы поливов в хозяйстве;

- организационно-хозяйственные мероприятия по высокоэффективному использованию орошаемых земель хозяйства.

3.2.6. Организация семеноводства в хозяйстве

Студент изучает и анализирует:

- перечень сортового состава культур, семена которых хозяйство производит самостоятельно или приобретает в других сельхозпредприятиях с указанием производителя семян;

- сроки сортообновления основных культур: зерновые, зернобобовые, масличные, кормовые, прочие;

- репродуктивный состав высеваемых семян по хлебам 1-й и 2-й группы;

- наличие специализированных семеноводческих подразделений (семеноводческих бригад (отделений), семеноводческих севооборотов и т. д.) и принципы отвода полей на семенные цели. Источники обеспечения гибридными семенами;

- приемы подготовки семян к посеву, используемые в хозяйстве;

- организацию работ с семенным зерном на зернотоку. Анализ обеспеченности с/х машинами для очистки и подготовки семян к посеву;

- наличие и хранение документации на сортовые и посевные качества.

3.2.7. Кормопроизводство

По данному разделу студент знакомится с организацией системы кормопроизводства в хозяйстве:

- обеспеченность кормами на условную голову животных, сбалансированность кормов по протеину и легкоусвояемым сахарам. Качество кормов в летний и зимний периоды кормления;

- система обеспечения кормами животных в частном секторе;

- структура посевных площадей кормовых культур, их продуктивность. Внедрение новых для хозяйства кормовых культур. Сортовой состав и гибриды кормовых культур. Система обеспечения отрасли семенами;

- внедрение адаптивных, ресурсосберегающих, экологощадящих технологий выращивания кормовых культур;

- наличие культурных орошаемых пастбищ. Состав культур, агротехника закладки пастбищных культур. Возможность расширения площадей культурных пастбищ в хозяйстве;

- наличие естественных кормовых угодий, их площадь, продуктивность, эксплуатация. Мероприятия, проводимые по улучшению в хозяйстве естественных кормовых угодий, повышению их продуктивности;

- расчет годовой потребности хозяйства в кормах. Структура заготавливаемых и используемых кормов. Организация зеленого конвейера, его схема. Обоснование набора культур, особенности их агротехники;

- технология заготовки и хранения кормов в хозяйстве: сена, сенажа, силоса, корнеплодов. Основные недостатки. Организация кормового двора.

3.3. Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

Изучается существующая в хозяйстве отрасль хранения и переработки:

- послеуборочное доведение урожая культур до кондиционных свойств на зернотоку, элеваторах, сортировочных пунктах и др.;

- типы зерно - и плодоовощехранилищ, их емкость, планировочные особенности, обеспеченность хозяйства отдельными типами хранилищ;

- виды хранящейся продукции, режимы ее хранения, сроки закладки и реализации, нормы убыли. Анализ фактической убыли по сравнению с естественными нормами убыли;

- виды перерабатывающих предприятий и их марка (мельницы, пекарни, маслобойни, табачное хозяйство, консервный цех, винзавод и т. д.)

3.4. Охрана труда

Изучается состояние охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в хозяйстве. Структура службы охраны труда. Проведение обучения и инструктажей, составление и ведение основных документов по охране труда, наличие инструкций по технике безопасности на рабочих местах, контроль за их выполнением и плановых мероприятий.

Производственный травматизм, его анализ и отчетность. Соблюдение норм и правил хранения, транспортировки, использования пестицидов, минеральных удобрений и других химических материалов. Обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты и их использование. Соблюдение техники безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ.

3.5. Охрана окружающей среды

План природоохранных мероприятий и его выполнение.

Воздействие сельскохозяйственного производства на окружающую среду – почвенный покров, водные ресурсы, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Причины изменения (загрязнения) окружающей среды (в результате принятой технологии возделывания сельхозкультур или нарушений в технологии, отходы промышленности и транспорта).

Определить основные источники загрязнения остаточными количествами пестицидов, нитратным азотом, открытым хранением навоза основных компонентов окружающей среды. Ущерб, причиняемый окружающей среде неправильными действиями и эрозией.

Чистота окружающей среды в населенных пунктах, озеленение, расположение производственной и жилой зон.

Случаи браковки продукции в результате превышения ПДК, причины и их устранение.

3.6. Основы права

Изучение правового положения хозяйственных обществ и предприятий на основе устава и учредительных документов.

Договорная работа юридического лица (заключение, изменение и прекращение договорных отношений).

Правовые вопросы по соблюдению трудового законодательства: правила приема и увольнения работников; охрана труда; коллективный договор.

Изучение новых правоотношений собственности в соответствии с Указами Президента «О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность» и «О неотложных мерах по реформированию аграрного сектора экономики».

 3.7. Личное участие студента в работе предприятия

По организации и управлению производством

Студент-практикант принимает активное участие в составлении рабочих планов бригады, отделения на отдельные периоды сельскохозяйственных работ, графиков использования тракторов, сельхозмашин и рабочей силы.

Участвует в проведении нарядов, планерок, совещаний, собраний в бригаде, отделении, хозяйстве.

Принимает участие в подготовке рабочих мест к работе, в расстановке исполнителей и агрегатов по рабочим местам. Осуществляет наблюдение и контроль за ходом работ. Принимает личное участие в разработке новых и корректировке применяемых норм выработки. Оценивает состояние технологических карт по основным полевым культурам, выращиваемым в хозяйстве. Производит количественную и качественную оценку, прием выполняемых работ.

Участвует в составлении первичной и отчетной документации по бригаде, отделению.

В технологических процессах

Студент-практикант в весенний период оценивает состояние озимых культур после перезимовки, участвует в планировании приемов ухода за ними и в своевременном и качественном их проведении.

Принимает участие в проверке посевных качеств семян яровых культур, в подготовке их к севу (протравливание, обработка бактериальными препаратами и др.).

Занимается организацией и проведением предпосевной подготовки почв под яровые культуры, внесением удобрений, гербицидов, установкой сеялок на норму высева с учетом качества семян и условий посева.

Принимает непосредственное участие в комплектовании и наладке почвообрабатывающих и посевных агрегатов, в проведении сева полевых и других культур, внесение гербицидов, осуществлении контроля за соблюдением агротехнических требований и техники безопасности.

Участвует в разработке плана ухода за посевами культур и руководит работами по его выполнению. Организует довсходовое и послевсходовое боронование, формирование оптимальной густоты стояния посевов, междурядные обработки пропашных культур, контролирует качество выполнения работ.

Совместно со специалистами разрабатывает мероприятия по применению агротехнических, химических, биологических, комплексных мер борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, принимает непосредственное участие в проведении этих мероприятий. Участвует в составлении плана и графиков заготовки кормов, в уборке кормовых культур, заготовке сена, сенажа, силоса, в оценке их качества.

Принимает участие в разработке плана размещения озимых культур, системы обработки почвы по разным предшественникам (чистым и занятым парам, непаровым предшественникам), непосредственно занимается организацией и проведением обработки почвы с учетом почвенно-климатических, др. условий.

Участвует в планировании и осуществлении агротехнических мероприятий по защите почвы от водной и ветровой эрозии, в организации и проведении соответствующих приемов системы зяблевой обработки почвы под яровые культуры, контролирует качество обработки.

Участвует в разработке плана применения удобрений, в организации контроля за внесением в почву органических и минеральных удобрений, проведением подкормок.

Принимает участие в подготовке и регулировке почвообрабатывающих машин и орудий, обработке почвы под посев основных и промежуточных культур.

Оценивает характер и степень засоренности посевов и организует проведение предупредительных и истребительных мер борьбы с сорняками в посевах, на оросительной и сбросной сети, других необрабатываемых участках. Участвует в организации и проведении химических мер борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.

В мероприятиях по охране труда

Студент, прибывший на практику, проходит на рабочем месте вводный инструктаж по технике безопасности.

Студент-практикант участвует в разработке плана мероприятий по усовершенствованию технологических процессов в растениеводстве с целью ликвидации опасных приемов работы и способствует его осуществлению. Внедряет в производство технические средства, обеспечивающие безопасность оборудования и технических процессов (ограждений, предохранительных устройств, сигнализации, индивидуальных средств защиты и т. д.).

Проводит беседы, занятия и инструктажи по технике безопасности с рабочими.

Требует безусловного соблюдения норм и правил безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ. Составляет и ведет основные документы по охране труда в бригаде, отделении.

3.8. Экскурсии, агрономические совещания

Участвует в агрономических совещаниях хозяйства и района, может быть отправленным на курсы по апробации.

Подведение итогов практики

По прибытию с практики все оформленные материалы (отчет, дневник, характеристика и другие) сдаются руководителю практики от вуза на кафедре для рецензирования. В течение 7 дней после возвращения с практики студент защищает свой отчет на межкафедральной комиссии. При этом оценивается отчет и качество прохождения самой практики. При оценке работы студента на практике принимается во внимание характеристика руководителя практики от производства.

Результаты защиты отчета о производственной практике заносятся в экзаменационную ведомость, проставляются в зачетной книжке и журнале учета успеваемости.

Оценка результатов прохождения практики учитывается при рассмотрении вопроса о назначении стипендии, при выдаче диплома с отличием. Если зачет по практике проводится после издания приказа о зачислении студентов на стипендию, то оценка с результатом относится к результатам следующей сессии.

Студент по итогам производственной практики получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно в период каникул или отчисляется из вуза.


Практика агронома - 5.0 out of 5 based on 2 votes