Программы практики
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 (3 Голоса)

МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Агрономический факультет

Кафедра сельскохозяйственной мелиорации, орошаемого

Земледелия и гидравлики

"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

________________ Н. Г.Осенний

"____" ________________ 2003 г.

Программа и методические указания к учебной практике по орошаемому земледелию для студентов ІІІ курса, специальность 7.130.102 – агрономия

Симферополь, 2003 год

I. ВВЕДЕНИЕ

Согласно учебному плану, студенты агрономического факультета на ІІІ и IV курсах изучают дисциплину "Орошаемое земледелие". Это региональный теоретический курс, в котором рассматриваются особенности ведения сельского хозяйства в условиях орошения и изучаются современные технологии возделывания основных и промежуточ­ных культур на орошаемых землях. Помимо теоретического курса лекций, лабораторно-практических занятий, выполнения курсового проекта, изучения литературных источников студенты проходят разно временную учебную практику в учхозе университета и в хозяйствах республики Крым, имеющих орошаемые земли и эффективно их использующие.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

2.1. Цель практики.

Основной целью проведения учебной практики по орошаемому земледелию является закрепление полученных теоретических знаний путем изучения основных элементов системы орошаемого земледелия непосредственно в хозяйствах, приобретения студентами практических навыков по агротехнической оценке различных технологий возделывания с.-х. культур в условиях орошения, а также ознакомления с особенностям ведения полевых и производственных опытов, изучения современных научных методов, приборов и инструментов, применяемых в исследованиях.

2.2. Задачи практики.

2.2.1. Изучение современной структуры посевных площадей на поливных землях в учхозе и других хозяйствах республики с различной специализацией сельскохозяйственного производства.

2.2.2. Знакомство с проектными севооборотами и фактическим размещением с.-х. культур в натуре.

2.2.3. Выявление особенностей подготовки полей к поливам и обработки почвы под разные культуры.

2.2.4. Оценка характера засоренности орошаемых полей под разными группами культур (в два срока) и изучение методов борьбы с сорняками на практике (предупредительных, фитоценотических, агротехнических и химических), способов и техники их применения.

2.2.6. Изучение способов и техники контроля за режимами орошения с.-х. культур, методами назначения сроков поливов.

2.2.7. Оценка эффективности орошения в хозяйстве по проектным и достигнутым уровням урожайности с.-х. культур.

2.2.8. Изучения влияния орошения на некоторые показатели плодородия почвы, на ее агрофизические и водные свойства.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

3.1. Краткая характеристика хозяйства, орошаемого севооборот­ного участка или другого объекта практики.

3.2. Структура орошаемых посевных площадей (в хозяйстве или севообороте) продуктивность с.-х. культур за последние годы.

3.3. Текущие и планируемые с.-х. работы по обработке почвы, внесению удобрений, борьбе с сорняками, вредителями и болезнями на орошаемых полях.

3.4. Характер засоренности полей, видовой состав сорняков и оценка их пороговой вредности путем определения количества на единице площади и проектного покрытия. Опенка степени засореннос­ти посевов по действующим методикам. Сбор гербария сорняков (20 видов) встречающихся на регулярно орошаемых землях (кроме рисовых полей и каналов).

3.5. Техническое обеспечение и организация мелиоративных и с.-х. работ, проводимых в период практики, оценка качества их выполнения.

3.6. Влияние орошения и оросительной воды на некоторые пока­затели плодородия почвы, агрофизические и водные свойства.

3.7. Оценка состояния растений и полей, прогноз урожайности с.-х. культур, определение густоты стояния растений, фаз их раз­вития, других биометрических показателей.

3.8. Ознакомление с отраслью "Рисоводство", структурой посев­ных площадей, севооборотами, технологиями возделывания риса после разных предшественников. Осмотр рисовых полей, состояния риса, оценка характера и степени их засорения. Сбор гербария влаголю­бивых сорняков (10 видов), встречающихся на каналах и на рисовых полях.

3.9. Знакомство (в натуре) с полевыми опытами по вопросам орошаемого земледелия, методикой их постановки и выполнения, техническим и материальным обеспечением, результатами научных исследований, возможностью их внедрения в с.-х. производство, достигнутым агротехническим и хозяйственным эффектом.

3.10. Использование и эффективность различных методов назна­чение сроков поливов, их достоинства и недостатки, условия применения.

IV. БАЗА ПРАКТИКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Учебная практика по орошаемому земледелию проводится в учхозе "Коммунар" Симферопольского, в УОС Красногвардейского, в кол­хозе имени Калинина Первомайского и совхозе "Герои Сиваша" Красноперекопского районов. В последнем хозяйстве изучается отрасль "Рисоводство".

Для практического изучения вопросов орошаемого земледелия в этих хозяйствах каждая группа студентов, отдельные звенья или индивидуально каждый студент получают задания на выполнение тех или иных текущих работ, наблюдений, исследований. Задания выдаются после ознакомления с общей характеристикой хозяйства и основными элементами системы орошаемого земледелия в нем.

Ознакомление студентов с методикой и практикой проведения НИР на орошаемых землях проводится на экспериментальном орошаемое опытном поле (ЭОП) учхоза "Коммунар" и на опытном поле НПО "Элита" Красногвардейского района, а с методами назначения сроков поливов с.-х. культур и управления режимами орошения – в колхозе им. Калинина Первомайского района и в Красногвардейском бюро ИВС "Поли".

Другие вопросы изучаются в основном в учхозе "Коммунар", в его орошаемых севооборотах: овощном, зерно-кормовых и на ЭОП.

Прохождение учебной практики осуществляется в соответствии с программой и с обязательным выполнением заданий. Количество их, рекомендуемых к выполнению, определяется кафедрой в зависимости от сроков проведения практики, состояния полей, материально-тех­нического обеспечения и других условий. Распределение времени в часах на весь период практики показано в приложении 15.1.

V. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

До начала практики студенты знакомятся с целью, задачами, организацией и содержанием практики; ее продолжительностью и методами проведения, а также инструктируются по технике безопас­ности при работах на орошаемых землях, мелиоративной и сельскохозяйственной технике, по правилам поведения на водных источниках и оросительно-сбросной сети. Получив инструктаж, каждый студент расписывается в журнале по технике безопасности.

Кроме того, учебная группа или звено получают у руководителя практики необходимые исходные материалы, приборы, инструменты, инвентарь, защитные средства, которые используются при выполнении заданий.

Руководство учебной группой или потоком в период практики осуществляет преподаватель кафедры.

VI. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ОРОШАЕМОМУ ЗЕМЛЕДЕЛИЮ

Задание 1.

Дать характеристику хозяйства, севооборотного участка или другого объекта практики: местонахождения, площади, состава возделываемых культур. Осмотреть водоисточник, дать ему характеристику описать способы полива, применяемые поливные и оросительные нормы, другие условия ведения орошаемого земледелия в хозяйстве. Указан­ную информацию студент получает от руководителя хозяйства, главного агронома, главного гидротехника, специалистов отрасли и она отра­жается в дневнике практики.

Задание 2.

Описать структуру орошаемых посевных площадей и севообороты хозяйства, оценить их соответствие современным требованиям ведения орошаемого земледелия, складывающимся хозяйственным и экономичес­ким условиям, наметить и описать возможные пути их совершенствования. Источники информации те же, что и в задании 1. Все полученные сведения, результаты расчетов приводятся в дневнике.

Задание 3.

Указать действующие на объектах практики марки машин, тракторов и с.-х. орудий, дождевальной и мелиоративной техники. Охарактеризовать содержание их работы (глубину обработки, равномерность, производительность, качественные показатели, возможное влияние на почву и растения, другие условия их применения). При выполне­нии задания в дневник заносится техническая характеристика машины или с.-х. орудия. Оценка качества их работы проводится при помощи трости агронома, учетных рамок размером 0,5 х 0,5 м, рулетки, секундомера, дождемера, мерного цилиндра и другого оборудования. Вся полученная информация и оценочные показатели заносятся в дневник.

Задание 4.

Собрать гербарий сорняков, встречающихся на орошаемых землях в количестве не менее 30 видов, из них не менее 10 – влаголюбивых, засоряющих рисовые поля, оросительные и сбросные каналы.

Гербарий собирает каждый студент индивидуально в соответст­вии с методикой по гербаризации растений (п. п. 1). Наряду со cбором гербария, он определяет видовой состав сорняков в соответствии с их классификацией по влаголюбивости, оценивает степень засорения посевов по количеству сорняков на единице площади и их массе, а также по величине их проективного покрытия.

Для выполнения задания каждый студент получает гербарную папку с тридцатью листами бумаги, учетную рамку площадью 0,25 м2, весы. Записи результатов учетов, характера и степени засоренности ведутся в дневнике.

Задание 5.

Определить объемную массу пахотного слоя (0...30 см) почвы на орошаемом и суходольном участках или на разно обработанных агрофонах. Работа ведется знаньями по 3-4 человека в каждом, на разных агрофонах. Приборы и инвентарь: лопаты штыковые и совковые, ножи почвенные, рулетки, приборы Н. А. Качинского для определения объема массы, весы с разновесами, бюксы для отбора проб почвы на влажность, весы ВЛТК-500, сушильные шкафы. Полученные результаты записываются s дневник.

Задание 6.

Определить водопроницаемость почвы на орошаемом и cyxoдoльнoм участках или на различных орошаемых агрофонах при поливах разными способами. Работа ведется звеньями по 4-5 человек методом затопляемых площадок в течение 6-ти часов непрерывных наблюдений. Приборы и оборудование: ведра, лопаты, деревянные квадратные рамы (учетной площадью 0,25 м2 и защитная площадью 1 м2), мерная посуда, секундомеры. Вода на площадки подается из ближайшего оросителя, водоема или подвозится транспортными средствами.

Задание 7.

Определить предельную полевую влагоемкость (ППВ) на разных орошаемых агрофонах методом затопления площадок. Это задание выполняется тем же составом звеньев, что и в задании 6, но после завершения наблюдений за водопроницаемостью почвы. Приборы, оборудование, материалы: деревянные рамы для заливки площадок (см. задание 6), изолирующий материал, буры, бюксы для отбора образцов почвы по горизонтам, весы, сушильный шкаф. ППВ определяется после установления постоянной влажности почвы на наблюдательных площадках, т. е. примерно через 10-12 дней после их заливки.

Задание 8.

Оценить состояние растений на разных орошаемых и суходольных агрофонах. Указать фенологические фазы развития растений, замерить их высоту, оценить фактическую и возможную продуктивность. Указать способ посева, замерить ширину междурядий, подсчитать густоту стояния растений на агрофонах. Задание выполняется студентами ин­дивидуально или по звеньям в составе 2-3 человек. Приборы и обо­рудование: учетные рамки (0,5 х 0,5 м), весы, линейки, ру­летки. Полученная информация заносится в дневник практики каждым студентом индивидуально.

VII. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

При выполнении заданий 1-8 преподавателем раскрываются тео­ретические основы изучаемых во время практики процессов, технологий, явлений, даются необходимые пояснения и справки. Приводятся расчетные формулы и прочая информация.

VIII. ЭКСКУРСИИ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

В разные сроки проведения учебной практики по орошаемому земледелию планируются и организуются экскурсии, во время которых студенты знакомятся со следующими объектами (задания 9-11).

Задание 9.

Изучить отрасль "Рисоводство". Работа ведется в составе учебной группы путем организации экскурсии на рисовый севооборот в два срока – в конце апреля-начале мая, в период предпосевной подготовки почвы и посева риса и в конце июля-начале августа, когда проводится осмотр рисовых полей, оценивается состояние посевов риса, определяются биометрические показатели при его размещении по раз­ным предшественникам. Во второй срок каждый студент индивидуально собирает гербарий влаголюбивых сорняков в количестве не менее 10 видов. Экскурсии в оба срока проводят специалисты рисосеющего хо­зяйства. Вся полученная информация заносится в дневник, а собран­ные сорные растения доставляются студентами в институт для даль­нейшей просушки и гербаризации.

Задание 10.

Ознакомиться (в натуре) с полевыми опытами кафедр университета, а также НПО "Элита", методикой их проведения, основными научными результатами, условиями и эффективностью внедрения в с.-х. произ­водство. Задание выполняется в составе групп (подгрупп) с участием и под руководством ученых, ведущих конкретные опыты. Полученная информация, ее научная и производственная оценка заносится в днев­ник практики.

Задание 11.

Оценить различные методы назначения сроков поливов с.-х. культур (визуальный, по критическим периодам в жизни растений, с использованием физиологических показателей, метеорологических данных, по влажности почвы, инструментальным методом – при помощи почвенных гидравлических балансомеров (ПГБ), а также информационно-вычислительную систему ИВС "Полив". Изучение указанных методов, кроме двух последних проводится на ЭОП учхоза. Экскурсионное зна­комство ПГБ проводится в колхозе им. Калинина Первомайского района в сроки изучения отрасли "Рисоводство". С системой ИВС "Полив" студентов составе группы или подгруппы экскурсионным путем знако­мятся в бюро ИВС "Полив" Красногвардейского или Красноперекопского УОС. Оценка каждого метода проводится студентами индивидуально или в составе звеньев. Полученная информация заносится в дневник. Делаются выводы о достоинствах и недостатках каждого из методов, устанавливаются возможности и условия их применения.

После выполнения каждого задания студенты делают выводы по составу и содержанию проведенной работы, анализируют полученную информацию.

IX. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ

Для получения зачета по практике, к ее завершению, в соответствии с учебным планом каждый студент должен представить преподава­телю кафедры: отчет-дневник практики и гербарий сорняков в количестве не менее 30 видов. В отчете-дневнике приводятся результаты выполнения заданий, схемы и технологии изученных процессов, фо­тографии, рисунки и другие наглядные материалы, а также их анализ.

Отчет-дневник и гербарий проверяются преподавателем, остаются на кафедре для последующего использования на лабораторно-практических занятиях на IV курсе, а также при выполнении курсового проекта по орошаемому земледелию. При непредставлении указанных материалов или при их низком качестве зачет по учебной практике студенту не выставляется или же ему устанавливается дополнительное время и возможности для доработки отчетных документов.

Необходимые методические указания по выполнению заданий учебной практики по орошаемому земледелию приведены в приложениях (15.1, 15.2, 15.3 и 15.4).

X. ЛИТЕРАТУРА К УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ОРОШАЕМОМУ

ЗЕМЛЕДЕЛИЮ

1. Ушкаренко В. О. Зрошуване землеробство. – К.: Урожай, 1994. – 326 с.

2. Лысогоров С. Д., Ушкаренко В. А. Орошаемое земледелие. – М.: Колос, 1981. – 382 с.

3. Лысогоров С. Д., Ушкаренко В. А. Практикум по орошаемому земледелию. – M.: Агропромиздат, 1985. – 126 с.

4. Остапчик В. П., Костромин В. А. и др. Информационно-советующая система управления орошением. – К.: Урожай, 1989. – 248 с.

5. Тищенко П. В. "Служба урожая" в системе орошения. Справ. издание. – Симферополь: Таврия, 1966. – 128 с.

6. Справочник по орошаемому земледелию. Под ред. В. И.Остапова. – К.: Урожай, 1989. – 253 с.

Рабочая программа и план проведения учебной полевой практики со студентами 3 курса агрономического факультета

На июль 2003 года.

1. Цель практики. Закрепление полученных теоретических знаний по мелиорации и орошаемому земледелию непосредственно в условиях производства путем изучения устройства действующих оросительных систем и технологии возделывания риса, люцерны, озимой пшеницы и дру­гих с.-х. культур.

2. Задачи практики.

В задачи практики включаются следующие вопросы:

2.1. Изучение структуры посевных площадей в рисосеющем хозяйстве СООО "Герои Сиваша" при различных формах собственности в условиях реформированного сельского хозяйства.

2.2. Оценка современного состояния оросительных систем и по­севов с.-х. культур и определение возможностей их улучшения при различных способах ведения хозяйства.

2.3. Приобретение практических навыков по выполнению сезонных технологических операции в текущий период.

2.4. Провести обследование посевов по изучению характера засо­ренности (по видовому составу сорняков) и пораженности посевов вредителями и селезнями.

2.5. Провести визуальную оценку мелиоративного состояния ороси­тельных систем и экологической обстановки региона орошения в целом.

3. Содержание практики.

3.1. Изучить местоположение и краткую характеристику хозяйства СООО "Герои Сиваша": площадь сельскохозяйственных и мелиорируемых земель, почвенно-климатические условия, источники воды для ороше­ния, особенности земельного реформирования, управление распределе­нием оросительной воды.

Руководитель доцент Кольцов А. В.

3.2. Изучить рисовую оросительную систему: типы и способы полива, основные требования к горизонтальной поверхности, конструк­ции сооружений и арматуру, водомерные устройства, оценить воздейст­вие мелиоративной системы на окружающую среду.

Руководитель доцент Кольцов А. В.

3.3. Изучить способы полива незатопляемых культур: поливные устройства, их технические характеристики, способы подачи воды, водомерные устройства, контроль заданной поливной нормы, определение поливной нормы и сроков полива. Руководитель доцент Карпий Г. И.

3.4. Ознакомиться с выполняемыми технологическими операция­ми по возделыванию сельскохозяйственных культур: осмотреть посевы риса по различным предшественникам, оценить его состояние, подсчитать густоту стояния и определить урожайности в текущем году, измерить слой воды в чеках, определить фазы развития и состояние других культур в рисовом севообороте.

Руководитель профессор Титков А. А.

3.5. Определить степень засоренности посевов. Звеньями по 3-4 человека студенты оценивают видовой состав, засоренность по­севов риса по различным предшественникам и сопутствующих культур рисового севооборота, элементов оросительных систем (каналов, сбро­сов, валиков). Индивидуально каждый студент собирает и оформляет гербарий влаголюбивых сорняков, встречающихся в посевах риса и других культур рисового севооборота, элементах оросительных сис­тем (20 видов).

Руководитель профессор Титков А. А.

Все полученные сведения студент записывает в дневник с указанием действующих на объектах практики марки машин, тракторов и с.-х. орудий, дождевальной и мелиоративной техники, содержание их работы (глубину обработки, равномерность, производительность, качественные показатели, возможное влияние на почву и растение). Соб­ранные сорные растения оформляются в гербарий для определения и изучение на IV курсе.

4. Охрана труда и техника безопасности.

До начала практики студенты знакомятся с целью, задачами, организацией и содержанием практики, а также инструктируются по технике безопасности при работах на орошаемых землях, мелиоративной и сельскохозяйственной технике, по правилам поведения на водных источниках и оросительно-сбросной сети. Получив инструктаж, каждый студент расписывается в журнале по технике безопасности.

Зав. кафедрой А. А. Титков