Методические указания
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Методические указания практике по экономической кибернетики

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра прикладной математики и экономической кибернетики

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА

Программа, методические рекомендации и указания

Для проведения учебной практики со студентами специальности «Экономическая кибернетика»

Методические рекомендации и указания предназначены для проведения занятий на учебной практике студентов 1-го и 2-го курсов специальности «Экономическая кибернетика».

Цель настоящего пособия: оказать помощь в организации работы студентов в рамках учебной практики, включающей изучение основ программирования на языке высокого уровня С++, а так же интегрированных пакетов QSB – система принятия решений; MatLAB – программный пакет математических расчетов и моделирования; MathCAD – интегрированный программный комплекс инженерных расчетов; Visual Prolog – интегрированная среда программирования реляционных баз данных и их возможностей при решении задач моделирования различного рода явлений и процессов социально-экономического характера с привлечением ЭВМ.

 

Ó ЮФ «КАТУ» НУБ и П Украины, А. В. Степанов

1.  УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 1 КУРС

1.1.  Аннотация

 

В рамках учебной практики на первом курсе рассматриваются вопросы, связанные с изучением основ программирования на языке высокого уровня С++.

Известно, что большинство программных продуктов, изготовленных для экономических приложений, в корневой основе имеют программное обеспечение, написанное именно на этом языке. Совершенствование и доопределение этого обеспечения целесообразно осуществлять с учетом стандартов С.

Таким образом, для будущих экономистов-программистов, весьма важным моментом являются навыки работы в среде С и Visual C.

Целью практической работы студентов-практикантов на 1-м курсе является приобретение практических навыков проектирования и разработки программных блоков с применением навыков работы в среде С++.

1.2.  Программа учебной практики (1-й курс).

№ п/п

Тема и ее краткое содержание

Количество часов

1.

Язык программирования высокого уровня С++. Начальные сведения.

6

2.

Создание программ с помощью функций.

10

3.

Хранение информации с помощью массивов и структур.

10

4.

Использование классов С++.

10

5.

Наследование и шаблоны.

10

6.

Расширенные возможности С++.

14

Задание на практическую часть работы содержит написание программных блоков, осуществляющих реализацию простейших алгоритмов численных математических методов, таких как:

-  методы векторной и матричной алгебры;

-  интерполяция и аппроксимация функциональных зависимостей;

-  методы численного интегрирования;

-  численные методы интегрирования дифференциальных уравнений и их систем;

-  методы численного решения задач условной оптимизации.

В процессе работы студенты должны выполнить планирование разработки, анализ предметной области и проектирование программной системы с формированием соответствующих рабочих продуктов, верификацию разработанного программного обеспечения. Результат выполнения работы оформляется в виде ОТЧЕТА с пояснительной запиской, содержащей:

-  постановку задачи;

-  описание этапов разработки алгоритма;

-  основные рабочие продукты и программные документы;

-  численную реализацию и контрольный пример.

Численные методы и алгоритмы изложены в электронном учебном пособии «Математическое обеспечение к изучению дисциплины «Технологии создания программных продуктов и интеллектуальных систем»» (авт. Степанов А. В.).

В работе предполагается разработка программы с возможностью встройки определенного пользовательского графического интерфейса, работа с файлами на дисковом пространстве, обработка числовых и текстовых данных, в том числе и динамических структур данных.

1.3.  Материально-техническое обеспечение

Для обеспечения лабораторных занятий и проектирования необходим класс ПЭВМ и соответствующее программное обеспечение (MS Visual С++ v.5.00 Enterprise, Rational Rose 98/2000).

1.4.  Рекомендуемая литература

А) Основная литература

1. Страуструп Б. Язык программирования С++.-М.: БИНОМ, 1999.

2. Янг М. Visual C++ 6. Киев:. BHV, 2000.

3. Фаулер М., Скотт К.. UML в кратком изложении. Москва: Мир, 1999.

Б) Дополнительная литература

1. Шлеер С. Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделиро-

Вание мира в состояниях. - Киев: Диалектика, 1993.

2. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++.- М: БИНОМ, 1998.

3. Калянов Г. Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация

И применение).- М.: ЛОРИ, 1996.

2.  УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 2 КУРС

2.1.  Аннотация

В рамках учебной практики на втором курсе рассматриваются вопросы, связанные с изучением основ применения интегрированных комплексов высокого уровня QSB, MatLAB и Prolog.

Целью практической работы студентов-практикантов на 2-м курсе является приобретение практических навыков проектирования и разработки программных блоков с применением навыков работы в интегрированных средах, указанных выше программных продуктов.

2.2.  Программа учебной практики (2-й курс).

№ п/п

Тема и ее краткое содержание

Количество часов

1.

Интегрированный комплекс принятия и поддержки управленческих решений QSB. Обзор возможностей пакета. Приложения в экономических задачах.

20

2.

Интегрированный комплекс для математических расчетов MatLAB. Начальные сведения. Основы программирования в MatLAB.

20

3.

Интегрированный комплекс Visual Prolog. Основы программирования в среде Visual Prolog.

20

Задание на практическую часть работы содержит написание программных блоков, осуществляющих реализацию простейших алгоритмов численных математических методов, таких как:

-  методы векторной и матричной алгебры;

-  интерполяция и аппроксимация функциональных зависимостей;

-  методы численного интегрирования;

-  численные методы интегрирования дифференциальных уравнений и их систем;

-  методы численного решения задач условной оптимизации.

В процессе работы студенты должны выполнить планирование разработки, анализ предметной области и проектирование программной системы с формированием соответствующих рабочих продуктов, верификацию разработанного программного обеспечения. Результат выполнения работы оформляется в виде ОТЧЕТА с пояснительной запиской, содержащей:

-  постановку задачи;

-  описание этапов разработки алгоритма;

-  основные рабочие продукты и программные документы;

-  численную реализацию и контрольный пример.

Основные алгоритмы изложены в учебных пособиях:

1.  Задачи принятия управленческих решений и их реализация в среде пакета QSB (авт. Степанов А. В.);

2.  Основы работы в среде MatLAB (в 4-х частях, авт. Степанов А. В.);

3.  Основы работы в среде Prolog (в 2-х частях, авт. Степанов А. В.).

В работе предполагается решение задач экономического содержания с возможностью встройки определенного пользовательского графического интерфейса, работа с файлами на дисковом пространстве, обработка числовых и текстовых данных, в том числе и динамических структур данных.

2.3.  Материально-техническое обеспечение

Для обеспечения лабораторных занятий и проектирования необходим класс ПЭВМ и соответствующее программное обеспечение (QSB, MatLAB v7.0, Visual Prolog v7.1, Rational Rose 98/2000).

2.4.  Рекомендуемая литература

1.  Гультяев А. К. MatLAB 5.2. Имитационное моделирование в среде Windows: Практическое пособие. - Спб.: КОРОНА принт, 1999. - 288 с.

2.  Гультяев А. К. Визуальное моделирование в среде MATLAB: Учебный курс. - Спб.: ПИТЕР, 2000. - 430 с.

3.  Дьяконов В. П. Справочник по применению системы PC MatLAB. - M.: Физматлит, 1993. - 113с.

4.  Дьяконов В. Simulink 4. Специальный справочник. - Спб: Питер, 2002. – 518 с.

5.  Дьяконов В., Круглов В. Математические пакеты расширения MatLAB. Специальный справочник. - СПб.: Питер, 2001. - 475с.

6.  Краснопрошина А. А., Репникова Н. Б., Ильченко А. А. Современный анализ систем управления с применением MATLAB, Simulink, Control System: Учебное пособие. - К.: "Корнійчук", 1999. – 144 с.

7.  Лазарев Ю. Ф. Початки програмування в среде MatLAB: Уч. пособие. - К.: "Корнійчук", 1999. - 160с.

8.  Лазарев Ю. MatLAB 5.x. – К.: "Ирина" (BHV), 2000. – 384 с.

9.  Медведев В. С., Потемкин В. Г. Control System Toolbox. MatLAB 5 для студентов. - Г.: "ДИАЛОГ-МИФИ", 1999. – 287 с.

10.  Потемкин В. Г. MatLAB 5 для студентов: Справ. пособие. - M.: "ДИАЛОГ-МИФИ", 1998. - 314 с.

3.  ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Оформление отчетов осуществляется в соответствии с требованиями стандарта ДСТУ 1.5: 2003 – оформления отчетов НДР.

Структура отчета. Отчет состоит из следующих разделов:

-  постановка задачи;

-  формализация задачи и математическая модель;

-  алгоритм реализации;

-  численная реализация (контрольный пример);

-  протокол решения задачи.

Для полного представления проделанной в течение учебной практики работы, текст отчета может сопровождаться иллюстрациями ScreenShorts, иллюстрирующими ход решения задач на ЭВМ.

Текст отчета оформляется с использованием следующих параметров:

Рис. 1. Параметры страницы.

Рис. 2. Шрифт.

Рис. 3. Абзац.

Для вставки формул используется редактор формул Equation 3.0, вкладка «Вставка»

Рис. 4. Вкладка «Вставка».

Далее опция «Формула» со значком «p» открывает редактор формул, внешний вид которого представлен на рисунке:

5.tif

Рис. 6. Поле редактора формул.

Формулы вставляются в текст со следующими параметрами:

6.tif

Рис. 7. Параметры формул.

Форма титульной страницы отчета приведена в Приложении А.

СОДЕРЖАНИЕ

1.  УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 1 КУРС.................................................................3

1.1.  Аннотация……………………………………………………..3

1.2.  Программа учебной практики (1-й курс)……………………3

1.3.  Материально-техническое обеспечение…………………….4

1.4.  Рекомендуемая литература…………………………………..4

2.  УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 2 КУРС………………………………………….4

2.1.  Аннотация……………………………………………………..4

2.2.  Программа учебной практики (2-й курс)……………………5

2.3.  Материально-техническое обеспечение…………………….6

2.4.  Рекомендуемая литература…………………………………..6

3.  ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА…………………………………………………6

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………...10

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………...11

Приложение А.

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ «Крымский агротехнологический университет»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра прикладной математики и экономической кибернетики

ОТЧЕТ

По учебной практике «Экономическая кибернетика»

Студента группы 13 ЭК

ИВАНОВА Ивана Ивановича

Симферополь – 2009 г.