Методические указания
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.50 (2 Голоса)

Методическое пособие по оформлению отчета по практике

Методические рекомендации по написанию и оформлению отчета по учебной практике по дисциплинам: "Зоология», «Биология лесных зверей и птиц», «Биология охотничьих животных», «Биотехния»

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

Структура и объем работы.................................................................................................

 

Оформление работы...........................................................................................................

 

Титульный лист ...........................................................................................................

 

Вступление ..................................................................................................................

 

Основной раздел .........................................................................................................

 
   
   

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ

Отчет о практике — это письменная работа, оформляемая в виде рукописи, машинописи или компьютерного текста. Она должна включать в себя следующие структурные элементы:

А) титульная страница (см. Приложение);

Б) содержание (в начале или в конце работы);

В) вступление (может быть размером и в несколько строк);

Г) основной раздел — описание содержания работы с выделением критических и положительных моментов ;

— таблицы;

— иллюстрации;

Д) заключительная часть;

Е) выводы;

Ж) список использованных источников.

Объем отчета зависит от продолжительности экскурсионной части и может включать от 10 до 50 страниц печатного текста стандартной верстки (см. "Внешнее оформление работы"). В текст включаются таблицы, графики, иллюстрации, список использованных литературных, электронных источников, документальных (в т. ч. архивных) материалов. Размеры иллюстраций должны быть рационального размера (нет никакого смысла давать их размером на весь лист, если все их детали хорошо видны и при меньшем увеличении).

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Титульный лист

Вступление

Объем не больше 1 стр.. Вступление должно содержать: а) мотивацию, то есть объяснение из каких соображений (научных, практических и т. д.) выбрана данная тема; б) указание цели работы и в) перечень конкретных задач.

Основной раздел

Цитирование и ссылки

В тексте могут упоминаться фамилии авторов источников, цитаты и/или мнение которых используются студентом. При этом следует соблюдать определенные правила.

Прямое цитирование, то есть дословное воспроизведение мыслей автора, используется лишь в исключительных случаях, главным образом при цитировании самых выдающихся ученых, классиков науки. В этом случае цитата берется в кавычки, а затем в скобках указывается год публикации цитированной работы, а также страница, например (Вернадский, 1965; с. 205).

Обычным примером цитирования является ссылка, то есть указываются только фамилия автора и год публикации цитированной работы. Различают словесную (вербальную) и номерную (цифровую) системы ссылок.

Вербальные ссылки. Если фамилия автора упоминается непосредственно в тексте, то украинские (русские) фамилии приводятся с инициалами — впереди инициалы, затем фамилия и в конце (в круглых скобках) год публикации цитированной работы. Например: «Это явление в свое время Установил Ю. Р. Шеляг-Сосонко (1992), Который доказал, что..»

Зарубежные авторы упоминаются в таких случаях только по фамилии, например: «...Риклефс (1985)...». Однако, учитывая трудности, связанные с написанием кириллицей, многих иностранных фамилий, лучше в тексте их не ставить, а выносить в скобках после любого предыдущего слова, например:»... Показано (Smith, 1985), что..» и все иностранные фамилии приводить на языке оригинала в соответствии с тем, как они обозначены в цитированном источнике. Украинские (русские) авторы, если их работа опубликована на иностранном языке, пишутся в английской (или в другой иностранной) транскрипции, например: Khartchenko, Ivanoff, Shevtchenko и т. п.

При цитировании нескольких авторов сначала упоминаются в Хронологическом порядке авторы, чьи фамилии пишутся на кириллице (Івасюк, 1980; Петренко, 1985; Андриенко, 1998), при этом год публикации отделяется от фамилии автора запятой, а фамилия от фамилии — точкой с запятой (;). Потом приводятся (также в хронологическом порядке) фамилии зарубежных авторов независимо от языка оригинала (Simberloff, 1981; Odum, 1985; Lesly, 1990 и Т. д.).

Если цитируется работа нескольких авторов (соавторов), то упоминается лишь первый, а указание о том, что работа является коллективной, дается в форме «и другие»: укр. мова — «та Ін.»; рос. — «и Др.»; англ., франц., нем. — «Et al.», но если соавторов только два, то приводятся обе фамилии, например: (Вовченко, Семичаєвський, 1980; Ricklefs, Snith, 1975).

Цифровые ссылки

При использовании цифровой системы ссылок необходимо сначала пронумеровать весь список цитированных работ. Его необходимо составлять строго по алфавиту, к тому же не только по первой, но и по всем последующим буквам. Например: Абрамов, Абрикосов, Біляшевський, Бродський, Бульба,... Это касается и работ зарубежных авторов, перечень которых приводится после списка работ на кириллице: Batley, Butler, Daily, Kater и т. д. Работы одного автора располагают в хронологическом ряду (например; Винберг, 1965; Винберг, 1968; Винберг, 1972;...), далее пойдут коллективные работы, в которых этот автор значится первым, а также те, где он является редактором.

Но можно нумеровать список и иным образом — в порядке появления упоминаемых работ в тексте. В таком случае алфавитный порядок не соблюдается.

Номерные ссылки ставятся в квадратных скобках ([1], [5], [3, 10, 12]) и пишутся в конце предложения, абзаца или в середине предложения после таких слов, как «Показано», «Установлено», «Выявлено», «доказано» и т. п. Например: «Доказано [31], что...».

Если цитируется несколько работ, расположенных в списке одна за другой, то указываются лишь первые и последние цифры ряда через тире ([5–8, 12–18, 20–23]).

Цифровая система ссылок удобнее и короче вербальной, она освобождает от трудностей, связанных с написанием зарубежных фамилий, но требует внимания, ведь в случае ошибочного использования номера или при появлении в списке новой (новых) работ (что часто случается в конце работы над рукописью) вся система нумерации может поломаться, и часть ссылок окажется неточной.

В том случае, когда работа цитируется не по первоисточнику, следует указать: «Цит. По [23]» Или «по Цибуху (1987)».

Латинские названия видов и других таксонов

В биологических работах часто упоминаются латинские названия видов, родов и других таксонов. Поэтому необходимо знать правила их написания.

Полное систематическое название вида должно содержать родовое и видовое названия, полную или сокращенную фамилию автора, который описал этот вид. Такие названия необходимы в работах по классической биологии (ботаника, зоология), где и в таком случае Достаточно привести полное название только один раз, при первом упоминании. Родовое названгие приводится один раз, а затем оно сокращается до первой буквы (напр., Daphnia — до D.). В тех случаях, когда встречается несколько видов, родовые названия которых начинаются на одну и ту же букву, название сокращают по следующему принципу: в сокращенном названии используют одну или две согласных буквы, которые стоят до следующей гласной, например: Aphanizomenon сокращается не до «А.», а до «Aph.»; Cryptomonas До «Cr.», а не до «C.». В том случае, когда род уже представлен сокращенным названием (1–3 буквами), названия всех видов этого рода передают как объединение первой буквы с названием вида, например: D. Magna, D. pulex, ..., и такое написание сохраняется во всем дальнейшем тексте.

В тех работах, которые содержат большие списки организмов, эти списки располагаются подряд, последовательно, с учетом иерархии классов, подклассов, отрядов, семейств, подсемейств и т. д. — в таком порядке, как они приводятся в соответствующих определителях и учебниках. Если же указанные списки приводятся в виде таблиц, то подобная иерархия сохраняется при размещении таксонов в первой части таблицы сверху вниз.

Таблицы в отчете по практике

Один из наиболее распространенных и простых способов систематизации информации состоит в компоновке сведений в таблицах, построенных по двум координатам; горизонтальной (ряды) и вертикальної (столбики). Этот способ широко используется как в естественных, так и в общественных науках, без таблиц практически не бывает ни одной научной работы, учебных или справочных пособий. Некоторые справочники являются сборниками многочисленных таблиц.

Таблицы являются концентрированным выражением информации, полученной в ходе исследования. Главным элементом каждой таблицы является факт, то есть определенная информация об объекте исследования, которая включает его качественную и количественную характеристику (количество особей одного виду на определенной территории; масса или длина тела организма; активность фермента; интенсивность дыхания животного или растения; количество эритроцитов в 1 мл крови; содержание гемоглобина в крови и т. п.).

Качественная характеристика объекта часто приводится в буквенном или символьном виде, например: W — масса тела, L — длина тела, Hb — содержание гемоглобина в крови, В — биомасса (масса организмов на единицу площади или в единице объема). Другим компонентом характеристики объекта является размерность, то есть принятый показатель количественной оценки: метр, сантиметр, миллиметр — для длины; литр или кубический сантиметр — для объема; секунда, минута, час, сутки — для времени и т. п.

Третьим важным компонентом является число — числовая характеристика объекта, выраженная через размерность (10 мг/мл, 100 особей/га и т. п.).

Все три компоненти составляют содержание таблиц и размещаются в таблицах в особом порядке.

Структура таблиц

Каждая таблица состоит из следующих элементов:

А) Нумерационный заголовок — Порядковый номер таблицы — пишуть над таблицей слева (без сокращения слова «Таблиця» до «Табл.»);

Б) Тематическийзаголовок, то есть заголовок таблицы по сути — пишется над верхней риской таблицы после нумерационного заголовка;

В) БоковикПервая слева сторона таблицы, в которой записывают качественные показатели объекта (аргументы) или же сами объекты исследования (например, виды);

Г) Головка — Верхние строки и ячейки, где указываются характеристики объекта, их значения и размерности. Головка может быть простой (одноярусной) или сложной (двух-, трехярусной и больше), то есть в свою очередь разделяется на несколько рубрик (граф). Простые головки читаются легко и поэтому им отдают предпочтение;

Д) Прографка — то есть совокупность граф и строк, в которые заносятся количественные характеристики (функции). Каждый вертикальний столбик прографки называется графой. Примеры построения таблиц:

Таблица 1. Тематический заголовок (головка простая, одноярусная)

Заголовок боковика

Графа 1

Графа 2

Графа 3

Графа 4

Графа 5

Строки боковика

         
Список боковика        
 Заголовок головки боковика      

 

 

Графа 1

Графа 2

Графа 3

Графа 4

Графа 5

Строка 1

         

Строка 2

         

 Таблиця 2. Тематический заголовок (головка сложная, двухярусная)

Заполнение таблиц.

В таблице обязательно заполняются все позиции головки и заголовки граф боковика. Пустых ячеек здесь быть не должно. В боковике далее записываются объекты исследования (виды животных или растений; природные биотопы, например: озера, реки; химические показатели, например, содержание кислорода в воде, рН и другие характеристики; органы и ткани — все в зависимости от специфики темы).

Все графы заполняются числами, полученными во время исследования. Важное замечание! Все числа должны быть одного порядка, то есть с выравненными десятичными знаками. Например, если есть возможность (или необходимость) приводить в одной графе числа с точностью до третьего десятичного знака (3,505), то и все последние числа должны быть того же ранга (2,000; 2,200; 3,750; 0,000; но не 2; 2,2; 3,75; 0). При отсутствии по каким бы то ни было причинам определенных данных ставят прочерк или же слова «Н. в.» — "Не визначалось"; «нуль» (0) ставится только в том случае, когда измерение проводилось, но был получен нулевой результат.

Размерности и их применение.

Большая часть биологических параметров имеет количественное выражение в виде единиц измерения. В биологических или экологических работах широко используются также физические единицы (масса, длина, температура, давление, вязкость и т. п.), а также физические и химические показатели (концентрация, молекулярный вес, атомный вес). Все эти единицы строго стандартизированы. Основой является система СІ.

Из информатики в биологию и экологию вошла такая мера, как бит (в битах измеряется, например, разнообразие).

Из собственно биологических параметров, используемых в экологии, можно привести такие, как численность популяции или вида (экз.), плотность популяции или вида (экз./м2 или экз./м3), биомаса (г, кг), удельная биомаса (г/м3, мг/л, г/м2, кг/м2, кг/га).

Иллюстрации в отчете по практике

Иллюстрирование любой работы — сложное и важное дело, значение которого не всегда понимают студенты. Иногда они избегают иллюстраций, хотя из одного авторского текста читателю не все понятно, а для того чтобы представить то, о чем идет речь в тексте, приходится напрягать все свое воображение, и не у каждого его достаточно.

Само название Иллюстрация(от лат. illustratio — освещение) говорит о ее назначении — пояснить соответствующий текст образными средствами. Только в тех случаях, когда текст и иллюстрация составляют единое целое, они достигают наибольшего эффекта. В иллюстрациях, которые не помогают пониманию материала, нет необходимости.

По содержанию, принципам построения и способам графического выполнения иллюстрации подразделяют на следующие виды.

СхемаИзображение строения объекта или протекания процесса в общих чертах. Среди схем, показывающих строение объекта, различают принципиальные и структурные. Первые демонстрируют элементы, из которых состоит объект. На структурных схемах изображают принципы объединения, соподчиненности внутри объекта или между несколькими объектами.

РисунокИллюстрация, изображающая объект или результаты воздействия на объект, или объекта на природу художественными средствами.

Фотоснимок — зафиксированный на пленке (электронном носителе) с помощью фотоаппарата объект исследования или среда его обитания, или же результат воздействия на объект, или объекта на природу и т. п.

В последнее время студенты, печатая реферативную работу, уже имеют хороший опыт использования компьютеров. Во-первых, текстовый редактор Word (в системе Microsoft Office) позволяет много типов графиков и диаграмм создавать непосредственно во время подготовки работы. Во-вторых, с помощью графического редактора Paint Brush можно не только рисовать довольно сложные рисунки, но и редактировать изображения разного типа, отсканированные с уже готовых иллюстраций или полученные с помощью цифровых фотокамер. В-третьих, еще большие возможности представляют специализированные пакеты издательских програм, т. н. настольные издательские системы (Page Maker, Adobe и др.). Неоценимую помощь в подготовке иллюстраций могут предоставить такие пакеты программкак Microsoft power Point, Adobe Photoshop и Corell Draw. Но при подготовке иллюстраций с помощью компьютерных программ необходимо выполнять требования по размещению иллюстраций в тексте и подписей к ним, и по особенностям оформления графиков и диаграмм.

Размещение иллюстраций в тексте. Одним из главнейших правил размещения иллюстраций состоит в том, что они должны находиться как можно ближе к той части текста, в которой о них идет речь.

иллюстрацияИллюстрации можно размещать как на отдельных страницах, так и посреди текста. Отводить иллюстрациям полную страницу целесообразно лишь в тех случаях, когда их размеры превышают половину страницы. Если размеры иллюстраций меньше, их встраивают в текст. Различают два способа размещения иллюстраций среди текста. Говорят, что иллюстрация идет «В оборку», когда текст будто «обтекает» ее, то есть текст размещается со всех сторон (или хотя бы с трех сторон). Иллюстрация «Вразрез» разрывает текст — он расположен только сверху и снизу от нее. Обязательным правилом является размещение оборочных иллюстраций на внешней стороне страницы (исходя из того, что курсовые и дипломные работы студентов печатаются на одной стороне листа, — это будет справа). При значительном числе сравнительно небольших иллюстраций и относительно малом объеме текста целесообразно формировать так называемые иллюстрационные таблицы, то есть страницы, на которых сгруппировано по несколько иллюстраций. При формировании таких таблиц подписи к иллюстрациям можно также группировать в одном месте, например, снизу страницы или на соседней странице. В этом случае подписи следует размещать так, чтобы было однозначно понятно, к какой иллюстрации относится та или иная подпись.

Иногда одна иллюстрация состоит из нескольких частей, к тому же ее часто не удается разместить даже на одной странице или/и на развороте. Такую иллюстрацию лучше разделить на несколько самостоятельных со своими подписями.

Подписи к иллюстрациям

Полная подпись к иллюстрации должна содержать такие элементы:

А) условное сокращенное название иллюстрации для ссылок (слово Рис.);

6) порядковый номер иллюстрации или ее части (без знака номера; арабскими цифрами);

В) собственно подпись;

Если использована иллюстрация из любого литературного источника, подпись обязательно должна содержать ссылку на него [напр.: Рис. 17. Схема круговорота азота (Лархер, 1978)].

Подпись всегда начинается с большой буквы, пояснительные части подписи — с малых букв. После номера иллюстрации ставится точка. После окончания основной подписи и перед разъясняюшими данными ставится двоеточие. Элементы пояснительной подписи отделяют друг от друга точкой с запятой, а буквенные и цифровые обозначения от текста самого пояснения — знаком тире. В конце подписи точки Не ставят.

Подписи к иллюстрациям набирают тем же шрифтом, что и основной текст; пояснительные подписи — несколько меньшим. Буквенные и цифровые обозначения выделяют курсивом.

Заключительная часть

Отчет закончивают коротким резюме, где нужно показать степень изученности вопроса, которому посвящена работа. Заключение подытоживается абзацем, который начинают словами «Итак» или «В конечном итоге можно утверждать, что...» Такой абзац, если он слишком велик (0,5 стр. или больше), можно отнести в отдельную рубрику «Заключение».

Выводы Это четко сформулированные основные положення, вытекающие из содержания выполненной работы (отчета). Можно ограничиться 3–3 позициями.

Каждый вывод должен иметь номер и начинаться с отдельного абзаца. Каждая поставленная (во вступлении) задача должна быть подытожена по крайней мере одним выводом.

Формулировать мысль следует сразу, начиная с сути вопроса.

Выводы должны быть короткими, не содержать сложноподчиненных предложений.

Гипотезы и предположения в выводы не включают. Если работа завершена значущим результатом с точки зрения практики, то этот результат приводится отдельной строкой.

Источниками информации являются:

А) учебники и учебные пособия; б) монографии; в) обзорные статьи; г) специальные журнальные статьи; д) авторефераты диссертаций; е) отдельные оттиски научных работ; ё) статьи в тематических сборниках; ж) рукописи, депонированные в институтах научной и технической информации; з) библиотечные каталоги; и) материалы из сети Интернет и пр.

Составление списка литературных источников и ведение картотеки

Прежде чем начать писать литературный обзор, стоит систематизировать все наличные источники информации в виде картотеки или сводного списка (базы данных), зафиксированного на дискетах и в памяти персонального компьютера (ПК).

При «ручном» методе сбора информации (без ПК) сведения по каждой научной работе заносятся на отдельную небольшую карточку (из картона или бумажную) розмером 10*6 (12*8) см. На карточке должны быть записанными все выходные данные относительно работы (см. раздел «Составление списка литературы»). На обороте карточки можно записать короткий реферат или же аннотацию работы. Карточки удобно держать в отдельном ящичке или коробке из картона, расставив их по алфавиту (т. е. по первым буквам фамилии авторов) и разделив перегородками, на которых написаны буквы (А, Б, В и т. д.) — отдельно кирилицей, отдельно по латинскому алфавиту.

Аннотация по каждой отдельной работе может быть записана и на дискету.

Наиболее эффективное ознакомление с литературой достигается при чтении монографий и обзорных статей, поскольку в них уже собрана и проанализирована вся (или почти вся) необходимая информация, а имеющиеся в них списки литературы освобождают от необходимости проводить дальнейший поиск. Основательность ознауомления студента со всем массивом известных работ по заданной теме зависит от его собственного интереса и возможностей (доступность источников, владение иностранными языками).

Список использованных источников

В список литературы включаются только цитированные источники.

Рукописи (за исключением депонированных) не цитируются.

Источники размещаются или в алфавитном порядке фамилий авторов, или под номерами (в порядке упоминания их в тексте), но и алфавитный список также может быть пронумерованним (это наиболее рациональный вариант).

Сначала приводится литература, основанная на алфавите кириллицы (украинская, русская, болгарская и некоторых других стран, где пользуются таким алфавитом), затем указываются источники, опубликованные на языках, использующих латинский алфавит (английская, французская, немецкая, итальянская, испанская). Когда изредка приходится цитировать издания на японском или китайском языках (еще реже на восточных языках), то библиографическое описание делается в транскрипции на кириллицу.

Каждый источник описывается в соответствии с правилами оформления библиографической информации и действующих стандартов. Необхлдимыми элементами библиографического описания являются:

А) фамилия и инициалы автора (авторов);

Б) название статьи или книги;

В) сведения о месте выпуска книги (город, издательство) или о названии журнала, где размещена цитированная статья;

Г) год выпускаа книги или журнала (для журнала — после года выпуска приводится том, номер или выпуск);

Д) количество страниц в цитированной книге или номера страниц журнальной статьи (от–до).

Ниже приводятся примеры библиографических описаний изданий разного типа.

Описание журнальных статей

1. Фамилия и инициалы автора или авторов (соавторы указываются через запятую); в конце ставится точка.

2. Название статьи (в конце — две косые линии (слэджи, //)).

3. Название журнала (без кавычек) (в конце — точка, тире (. — )).

4. Выходные сведения: год издания, далее — точка и тире (. — ); том (подчеркнуть или выделить полужирным шрифтом); далее — запятая (,), номер (или выпуск); далее — точка и тире (. — ).

5. Сраницы — (С. 56–78.). Слово «Сраницы» — «С.» — с большой буквы — так, как в приведенном примере.

Приводятся фамилии всех авторов, если их не больше четырех; если же больше — то добавляют Укр. «та Ін.», рус. — «И др.», англ. — «А. о.».

Названия журналов пишутся в сокращенном виде: Ботан. журн., Зоол. журн., Гидробиол. журн., Журн. ОБщ. биол., Усп. соврем. биол., Вестн. зоологии, Микробиол. журн., Укр. БОт. журн., Укр. биохим. журн., Физиол. журн. И т.П. Сокращаются и названия зарубежных журналов: J. Аррl. Есоl., Віоl. J., Атеr. Nаtиr., Sсі. Сіt. Іпd., J. Есоl. of Іпdіа И т. п.

Примеры:

15. Калабухов Н. И. Сохранение энергетического баланса организма как основа адаптадии // Журн. общ. биол. — 1946, — 7, № 6. — С. 219–235.

16. Калабухов Н. И., Раевский В. В. Изучение передвижений сусликов (Citellus pygmaeus Pall.) в степных районах Северного Кавказа методом кольцевания // Вопр. зкологии и биоценологии. — 1935. — № 2. — С. 12–18.

23. Гиляров М. С. Вид, популяция и биоценоз // Зоол. журн. — 1954. — 33, Вып. 4. — С. 769–778.

30. Ивановский П. Р. Дневной баланс времени большой синицы // Сб. работ аспирантов МГУ. — 1992. — С. 17–23. — (Деп. в ВИНИТИ, 1992, № 24567 Деп.).

32. Hassell М. P. Density depens in a single species population // J. Аnim. Есоl. — 1975. 44, № 3. — Р. 283–295. — (Цит. по РЖ «Биология», 1977, — Зоол. наземн. позвоночных. — № 3, 3И118).

Описание книжных изданий

Книга (монография) приводится в списке следующим образом:

1. Автор (авторы) с инициалами; в конце — точка (.).

2. Название книги; в конце — точка и тире (. — ).

3. Главный редактор (если монография коллективная и число авторов больше 4), с указанием в скобках ( / Гл. ред.); в конце — точка и тире (. — ).

4. Город издания; в конце — двоеточие (:); названия городов Москва, Ленинград и Киев сокращаются до М., Л. и К.

5. Издательство и год издания, через запятую (Наук. думка, 1995); в конце — точка и тире (. — ).

6. Число страниц (например, 286 с.; или англ. — 456 р.).

Примеры:

1. Шварц С.С. Экологические закономерности зволюции. — М.: Наука, 1980. — 278 с.

2. Абеленцев В. И. Фауна, зкология и хозяйственное значение рукокрылых Закарпатской области: Автореф. дис.... канд. биол. наук. — Киев, 1949. — 16 с.

3. Прогноз развития вредителей сельскохозяйственных растений / Под ред. И. Я. Полякова. — Л.: Колос, 1975. — 239 с.

4. Lomnicki А. Рорulation Есоlogy оf Individuals. — Prinseton: Prins. univ, press, 1988. — 223 р.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Компьютер

Много лет назад заведено рукописи печатать на компьютерах. Умение хорошо печатать считается почти обязательным для современнных специалистов. Способности свободно печатать 10 пальцами стоит научиться уже при подготовке первых курсовых работ — клавиатура компьютера (а также любого оборудования, управляемого компьютером) уже обычный инструмент работы для большинства специалистов.

Пользоваться следует текстовым редактором Word, что позволяет оформить рукопись лучшим образом. Важным преимуществом компьютерного набора является возможность сохранять набранный текст как в памяти компьютера, так и на съемных носителях (дискеты, диски CD-R. CD-R, DVD, флешки и т. п.). Это не только позволяет легко изменять и выправлять текст, а и пользоваться им в дальнейшей работе. Напр., Часть реферативной курсовой работы, текст отчета можно использовать в дальнейшем при работе над дипломной.

Наилучший вид имеет рукопись, отпечатанная на лазерном или струйном принтере.

Формат текста

Текст печатается на белой плотной бумаге стандартного размера (А4 — 210*297 мм) через 1,5 интервала на одной стороне листа.

Поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — по 30 мм. Страница печатного текста должна содержать 38–40 строк (1,5 интервала между строками); в строке — до 65 знаков, учитывая промежутки между словами. Эти условия соответствуют при компбютерном наборе таким параметрам: кегль шрифта — 14, интерлиньяж — 21; выравнивание текста по ширине; абзацный отступ — 21 рt (или 0,75 см).

Заголовки форматируются по желанию автора, но их форма должна выдерживаться на протяжении всего текста. За образец можно взять тип оформления заголовков, принятый в данной методичке. Заголовки основных разделов печатаются большими (прописными) буквами. В конце заголовков точка не ставится.

Страницы нумеруются, номера ставятся в нижнем правом углу.

Нумерация начинается с титульной страницы (но номер на ней не ставится).

До окончания редактирования и вычитки рукопись не переплетают, а держат в папке в виде отдельных листов. После исправления ошибок работа переплетается.

РЕДАКТИРОВАНИЕ

Сформированная рукопись не может считаться полностью готовой до того момента, пока автор не даст ей критической оценки и не внесет в нее исправлений и изменений, требуемых на основании указанной критики. Для этого рукопись должна какое-то время «отлежаться», а автор занимается другими делами (подготовка к экзаменам и т. п.). Затем медленно и внимательно перечитывают весь текст, обращая внимание на последовательность изложения, логичность построения фраз, расчленение на абзацы, полноту охвата использованных источников информации, правильность построения таблиц, рисунков, ссылок и т. п. Все лишнее вычеркивают.

До редактирования с рукописью знакомят руководителя и используют его советы при доработке рукописи.

Редактировать лучше компьютерную распечатку, но не написанный от руки оригинал

Редактировать текст непосредственно на дисплее компьютера неудобно, но если вся дипломная работа оформлена на компьютере, то все поправки необходимо вносить одноразово, после того, как текст окончательно отработан на бумаге

ВЫЧИТКА

Вычитка — еще более кропотливый процесс, во время которого проверяется наличие механических ошибок или описок, «перескок» (инверсия — когда соседние буквы меняются местами) или пропуск букв или слогов, слипания слов, расстановка разделительных знаков (наличие лишних знаков и отсутствие нужных — особенно точек и запятых), правильность написания зарубежных фамилий, соответствие номерных ссылок списку (при цифровой системе цитирования) и другие «мелочи».

ДОКЛАД

Нужно постоянно помнить, что, читая доклад, следует обращаться к слущателям, а не говорить в пространство (к таблице, к окну или к собственному галстуку). Желательно смотреть на слущателей (в глаза!) и видеть их. Лучше всего смотреть на кого-то конкретно, говорить к нему, если и не все время, то хотя б иногда, так, как мы ведем себя в любом разговоре. Вспомните свое поведение во время серьезной беседы с коллегами. Для того, чтобы обсуждать наисложнейшие вопросы достаточно обычной речи. В любом случае не стоит употреблять наукообразных оборотов, какие часто вкладываются в уста ученых никчемными писаками и телевизионными сценаристами.

Доклад (даже 8–12-минутный) не должен быть монотонным. Каждые несколько минут что-то должно изменяться, что-то должно разбудить тех, кто склонен мгновенно впадать в «летаргический сон». Эти изменения могут быть разного типа. Иногда достаточно сделать короткое отступление, дать дополнительное объяснение, не совсем серьезно прокомментировать иллюстрацию, сменить темп, жестикуляцию и т. п. Тем и отличается доклад от писанного текста, что ее можно разнообразить многими другими приемами (риторическими вопросами, обращениями к аудитории, темпом речи и т. п.).

Самое важное состоит в том, чтоб ни при каких обстоятельствах не читать доклад, следует говорить только «своими словами». Это единственное средство найти взаимопонимание с присутствующими. Доклад, даже «вымеканный» самой скверной речью, перенасыщенный повторами, заиканиями и оговорками, намного лучше воспринимается слушателями, чем отборный литературный текст, прочитанный с листочка, даже с наилучшей дикцией.

Но все это не означает, что перед докладом не следует писать его текст. В частности, когда вам придется делать длинное выступление, вы еще недостаточно освоили материал, написание всего текста, хорошим литературным языком очень поможет. Этот текст нужно запомнить — почти «на зубок», но доклад надо делать «из головы», пользуясь лишь «шпаргалкой».

Даже большая практика выступлений не гарантирует умения удерживаться во времени. Времени всегда не хватает. Попробуйте проверить на своем опыте, но считается, что на оглашение 2,5–3 страниц машинописи через 1,5 интервала нужно 10 минут, в то время как для того, чтоб прочитать этот же текст, довольно 2,5 минут. Обязательно нужно прорепетировать выступление (из головы, с обращением к иллюстрациям) перед кем-нибудь из друзей, перед диктофоном... Чтение в одиночку (без диктофона) поможет мало. Нужно выработать в себе привычку поглядывать на часы. Пометки «взгляни на часы!» можно сделать в некоторых местах «шпаргалки».

Хорошая «шпаргалка» может быть сделана из небольших листочков (карточек) размером в поллистка из тетради. На каждой из них большими четкими буквами надо записать только одно положение доклада, указав сбоку, какую из иллюстраций при этом следует вспомнить. Карточки обязательно нужно пронумеровать на тот случай, если они рассыплются на кафедре.

При окончании благодарят руководителя и рецензентов за труд, который они вложили, чтоб ваша защита состоялась. Не пожалейте теплых слов и для всех тех коллег и товарищей, которые помогали вам в работе. Благодарность им ни в малейшей степени не приуменьшит ваших заслуг, а им будет приятно.